Интерьеры Востока – неувядающая красота

Индийский стиль в интерьере стал популярен в Европе и Новом Свете во времена колонизации Индии Великой Британской империей (в XVIII в.). Как только англичане увидели дворцы и великолепные интерьеры махараджей (правителей Индии) – они влюбились в эту красоту с первого взгляда! И в туманный Альбион сразу хлынул нескончаемый поток индийской мебели из массива деревьев ценных пород, таких как тик, сандал, розовое дерево палисандр, великолепных индийских тканей, статуэток, резьбы по дереву, интерьерных аксессуаров. Оказалось, что индийский интерьер гармонично вписывается в европейскую архитектуру, и даже, в силу родства форм, может соседствовать с предметами греко-римской культуры. Если английских джентльменов и леди и не прельщало подчеркнутое буйство красок индийской одежды и специфика национального быта, то изящество драпировок и утонченность филигранной резьбы по дереву, кости, инкрустация драгоценными камнями во всем, включая мебель и предметы интерьера, атмосфера утонченной роскоши и покоя, которую создает индийский декор – подкупали и завоевывали своих обожателей надолго – поистине на века.

Вторая «волна» индийских интерьеров нахлынула уже на США – в эпоху хиппи, 70-е годы XX века. Своеобразно понятая индийская философия, вылившаяся в идеалы пацифизма и свободной любви, шла в этом движении рука об руку с вольными интерпретациями на тему индийской одежды и, конечно же, с принятием индийского интерьера как максимально модного. Тут-то прагматичные американцы, вслед за чопорными англичанами, и «сдались» на милость вездесущим «семи индийским слонам», обезьянкам, закрывающим глаза и уши, и конечно головам Будды. Если одеваться как индусы было уделом молодых и ветреных радикалов, то оформить интерьер в индийском стиле или, по крайней мере, позаимствовать для своего дома пару-тройку его ключевых элементов могли в том числе вполне разумные люди из разных слоев общества. Индийский стиль стал еще одним клише, опций по дефолту, привычной возможностью для оформления наряду с классическим и французским, «art and craft», ар-деко, кантри, и функциональным (минимализм).

Окончательно индийский стиль закрепился в сознании современности в XX веке, когда увлечение здоровым образом жизни – а с ним и йогой, а также повышенный интерес к восточной философии стали своеобразной «визитной карточкой» современного и прогрессивного человека – чем бы он ни занимался, бизнесом или dolce far niente, приятным ничегонеделанием с налетом духовного саморазвития. В общем, если можно так образно выразиться, современный Евгений Онегин, капитально отремонтировав дядину пятикомнатную в центре, живет либо в стиле хай-тек, либо в индийском интерьере. Интересно, что в XX веке индийской культурой – а с ним и индийским интерьером – увлеклась уже не какая-то одна страна (Англия или США), а весь прогрессивный мир.

Любопытно, что именно индийский интерьер рождает так много откликов в глубине нашей русской души. Он, по сути, удивительно близок русскому человеку, ведь он, как и исконные интерьеры наших предков-славян, берет силу у Солнца. Индийский интерьер – словно концентрированный солнечный свет, который дробится в тысяче граней калейдоскопа. Он ассоциируется с русским летом: обильный, пышный, красочный, щедрый и широкий как русская душа. При этом, конечно, в индийском стиле одновременно чувствуется аромат и специфика Востока – и пожалуй, даже еще больше, чем в турецким интерьером, с которым у него есть отдаленное родство. При этом, что выгодно отличает именно индийский стиль – для его создания не обязательно превращать свою квартиру в подобие дворца падишаха или, не дай Бог, подобие турецкого гарема с тысячью и одной подушкой вокруг кальяна! Для создания узнаваемо индийского колорита в жилом помещении достаточно стратегически размесить буквально 3-4 значимых, крупных, элемента интерьера, например мебель плюс ширмы или мебель, плюс тканевые драпировки и несколько статуэток.

Что же, по сути, «создает» индийский стиль в современном европейском доме? Скорее всего, вы не станете дробить стены, создавая традиционные индийские «врезные» ниши, или закрывать окна вполне привычными для индусов массивными коваными решетками (для защиты от редких незваных гостей – грабителей, и весьма частых и ничуть не более желанных гостей – вездесущих проворливых обезьян). Покрывать стены умопомрачительно дорогими барельефами с изображением индийских танцовщиц – возможно, тоже необязательно (оставим эту привилегию современному Онегину). Арки можно также пропустить. На самом деле, индийское жилье довольно строгое по «выкройке», и разрешение на капремонт получать вовсе не обязательно. Вся красота индийского стиля – в деталях, и именно детали создают его, так что можно обойтись весьма резонными тратами по деньгам и времени, при этом в короткий срок получив в свое неограниченное пользование – на радость и зависть друзей! – аутентичную и неувядающую красоту индийского стиля.

Самый важный элемент, поистине создающий индийский стиль – мебель из массива. Деревянная мебель класса «люкс» в индийском интерьере обязательна! Именно резная, щедро инкрустированная металлом, латунью, медью и камнями (возможна имитация) эксклюзивная мебель в первую очередь бросается в глаза в интерьере раджи. Это могут быть и массивные шкафы, комоды, платяные шкафы, сундуки с коваными ручками – и легкие журнальные и кофейные столики, трюмо, тумбочки. Весьма традиционной является своеобразная «индийская матрешка» («родом» из Раджастана) из нескольких табуретов, которые функционально вставляются один в другой, а при случае выручают неожиданных (и обомлевших от вашей индийской роскоши!) гостей. Вся мебель должна быть исключительно ручной работы, из натурального дерева, иметь печать времени и самобытности.

Индийская деревянная мебель в высшей степени экологична: не говоря уже о тотальном отсутствии ДСП, МДФ, эпоксидных смол и подобных вредных материалов, то даже для тонировки, защиты дерева и для лакировки используются только натуральные вещества: известные уже несколько веков растительные морилки и воски. Поэтому понятие «мебель из массива» в наибольшей степени подходит к индийской мебели. Натурально дерево и ручная работа стоят недешево, но зато можно быть уверенным, что ни вы, ни ваши близкие и дети не пострадают, как бы они (особенно дети!) не взаимодействовали с этой мебелью. Это вклад в здоровье себя и своих потомков, действительно серьезное и вдумчивое вложение.

Любопытная деталь: если в вашем интерьере уже есть классическая мебель или мебель в стиле Прованс – не расстраивайтесь! – ее не придется задвигать в дальний угол. Скорее всего, она прекрасно «адаптируется» и впишется в индийский интерьер. Ведь вы не мимикрируете под индуса, вы – победитель, европейский колонизатор, так что в интерьере вполне допустимы и даже приветствуются европейские элементы. Не придется выставлять и кальянную комнату – немного приевшийся артефакт вашего временного увлечения турецким интерьером: в европейском менталитете кальянная вполне вписывается в индийский стиль, хотя в индийских домах ее не часто встретишь.

Следующий важный элемент – резные ширмы. Интерьеры дворцов махараджей – это, пожалуй, в первую очередь непривычно (даже для Востока) обширные пространства, которые скучающие раджи стремились как-то «освоить» и «обжить». Для этого и употребляются ширмы: они создают уют и дыхание жизни там, где – казалось бы – бремя роскоши создало лишь пустоту и объем. Ширма сокращает пространство там, где не хотелось бы загромождать пустоту мелкими, отвлекающими внимание и «разбавляющими» роскошь главных элементов, деталями. Вы можете использовать индийские резные или тканевые ширмы так, как вам заблагорассудится: захотелось уюта, интима – отгораживаете пространство, а когда нужен объем и «воздух» – поставили их по стенам, вот и роскошная смена убранства стен!
В целом, индийский интерьер тяготеет «выстраиваться» по стенам: в центре обычно оставляют свободное пространство. Эмоционально, это создает пространство для свободного течения мыслей хозяина дома, настраивает на интеллектуальный лад и дает спокойствие – а одновременно придает солидность интерьеру. Однако в европейском доме этот объем может быть по случаю занят громадным обеденным или праздничным столом, или массивным диваном, креслами, и даже – вполне уместным в доме европейского джентльмена! – бильярдным столом.

В одном помещении, оформленном в индийском стиле, может сочетаться на первый взгляд несочетаемое – множество фактур, красок и стилей. Основные цвета, на которых «держится» индийский интерьер: ярко-красный, насыщенный синий, оранжевый, шафрановый или цвет карри, а также желтый, ярко-зеленый или бирюзовый, кроме того – белый или цвет слоновой кости, и темно-коричневый или терракотовый. Возможны также кремовый, персиковый (более нейтральные и светлые). Эти цвета можно использовать для покраски стен (или однотонных обоев), тканевых драпировок, основных элементов интерьера. Дополняют их основные цвета деталей (подушки, ширмы, предметы): фиолетовый, малиновый, черный, белый или металл. Как драгоценные камни на тяжелом камзоле раджи, сверкают в глубине индийского интерьера металлы: медь, золото и серебро, латунь и нержавеющая сталь.

В современной интерпретации индийского стиля, в доме могут быть в изобилии статуэтки и картины или панно с изображением индийских божеств-защитников (Лакшми, Ганеш, Дурга и др.) или Будды; мозаика или картины, фрески под мозаику; мебель и фигурки, инкрустированные перламутром; кованые светильники и столы; множество свеч и подсвечников; яркие плетеные «из тряпочек» коврики – очень узнаваемо «индийский» элемент; резные из дерева (иногда со вставками из слоновой кости) панно на стенах, напольные медные кованые вазы; и конечно – фигурки слонов: чем крупнее и больше, тем лучше!

Важным истинно индийским элементом являются эксклюзивные резные трюмо и комоды, покрытые ручной росписью на индийские темы. Обычно на них изображаются мотивы индийских преданий, например сцены из Рамаяны. Такие произведения очень ценны, и становятся фамильной драгоценностью, которая передается из поколения в поколение – это незавуалированное и одновременно изысканное, лаконичное заявление о высоком достатке и хорошем вкусе хозяина. В то время как аутентичные антикварные изделия такого рода музейно редки и невообразимо дороги, вполне можно раздобыть для своего интерьера такую же «жемчужину», только производства солидной европейский или индийской фабрики, которая на вид (и по качеству дерева) ничего не отличается от музейных экспонатов. Такая мебель отличается удивительной прочностью и долговечностью, т.к. изготовлена из самых ценных пород дерева. Используются тик, бамбук, черное дерево, красный кедр, грецкий орех и другие тропические деревья. Иногда идут в ход и другие ценные экзотические породы: ротанг, палисандр, самшит. Мебель из такой древесины поистине «вечная»: она может, не рассыхаясь и не теряя внешнего вида, служить нескольким поколениям. Такая мебель – словно она и так недостаточно драгоценна! – зачастую покрывается богатейшей, почти на грани излишества, резьбой, инкрустируется полудрагоценными камнями, оковывается медью, серебром и другими металлами.

Вы можете отдать предпочтение, например, тяжелому гардеробу из тика, словно только привезенному из дворца махараджи, и обильно укрепленному – как ворота средневековой крепости! – полосами, фигурами и ручками из цветных металлов. Или шкафу для хранения одежды – «дамчхи» – на четырех ножках, с резьбой и инкрустацией полудрагоценными камнями. Очень красив и удобен также индийский аналог буфета или серванта – «альмади». Мелкая мебель (шкафчики, ящички, короба) зачастую делается из папье-маше и покрывается богатой красочной росписью в кашмирском стиле (травяные узоры, фрукты).

Еще раз повторим, что индийский интерьер не обязывает к капитальной смене обстановки: не обязательно менять всю уже существующую наличную мебель на элементы в индийском стиле; достаточно приобрести всего несколько крупных предметов. Уже даже один такой элемент фурнитуры создает заметно индийское настроение в жилище – а на него уже «нанизываются» остальные предметы интерьера. Мебель ручной работы – ось, основа индийского интерьера, так что вопросом выбора этих предметов следует заняться в первую очередь.

В целом, восточный стиль – это роскошь и спокойствие одновременно! Это интерьер, в котором сразу хочется расслабиться отдохнуть, это место, куда хочется возвращаться. Сочетание ярких цветов и орнаментов, фактурных акцентов и массивной уверенности резного, инкрустированного и кованого дерева создают неповторимую, изысканную и спокойную атмосферу дома. «Мой дом – моя крепость» – могут с гордостью сказать и английский джентльмен, и индийский раджа, и русский господин – причем с одинаковым основанием. Ведь восточный интерьер теперь – достояние всего мира, и если вы сможете позволить себе обставить свое жилье в этом духе – он может стать поистине вашим. А уж за дизайнерскую актуальность такого жилища точно можно быть спокойным: неувядающая с XVIII в. притягательность восточного стиля вряд ли выйдет из моды в ближайшие несколько сотен лет.

file240.jpg


← Возврат к списку