Стили и направления. Древняя Индия
Древнейшие очаги культуры Индии хронологически соответствуют шумеро-аккадскому периоду Месопотамии (4–2 тысячелетия до н.э.). Важнейшие археологические исследования этого периода, проведенные в древнейших поселениях Мохенджо-Даро, Хараппа, Дотал, а также литературные источники свидетельствуют о наличии в Индии городов с высокоразвитой культурой, законодательством и буквенным письмом.До нашего времени сохранилось немногое: развалины общественных зданий, дворцов, бассейнов для религиозных омовений и скульптура, отличающаяся свободными пластичными формами. Городские двух- и трехэтажные дома чаще всего примыкали друг к другу и имели внутренние дворы. В качестве строительного материала применялись древесина и обожженный кирпич. Использовались также ложные своды и арки (клинчатая арка в Индии вплоть до мусульманского завоевания была неизвестна). Полы в интерьерах мостились кирпичом и застилались циновками.
Необыкновенно высокого уровня достигла система инженерного благоустройства: водопровод, канализация, мусоропроводы в полостях стен, подпольное отопление в банях и богатых домах.
В 1 тыс. до н.э. господствующей религией был брахманизм, освящавший кастовое деление общества. Жесткая дифференциация проводилась повсюду – вплоть до деления городов на отдельные части с соответствующим населением. Города имели регулярную застройку в основном деревянными домами, среди которых выделялись храмы, дворцы и общественные бассейны. Камень и обожженный кирпич употреблялись редко, поэтому до наших дней не сохранились ни сами строения, ни элементы оборудования.
Литературные же источники говорят (очевидно, не без преувеличения) о сказочной роскоши парадных дворцовых интерьеров, в которых полы были из драгоценных камней, на окнах жемчужные сетки, лестницы покрыты коврами, стенные росписи, мебель, инкрустированная драгоценными металлами и слоновой костью.
Чувство уважения к традициям, присущее индусам, заставляло их строго придерживаться форм, доставшихся от предков. По строгой кастовой системе ремесло переходило от отца к сыну, и право заниматься тем или иным искусством (ремеслом) было привилегией нескольких семей.
О следующем периоде, который последовал за вторжением в Индию во 2 тыс. до н.э. ариев и упадком всей доарийской культуры, мы можем судить по ведам, санскритскому эпосу и по более поздним скульптурным и живописным произведениям.
Как свидетельствуют изображения на рельефах, восточные жители редко отказывались от привычки сидеть на земле и, даже сидя на стуле, чаще всего скрещивали под собой ноги так, как будто по-прежнему сидят на полу. В ту эпоху для сидения часто применяли круглый стул без спинки или табурет с ажурным каркасом и подушкой. Как правило, их покрывали красивым покрывалом. Сиденьем служила подушка в форме сплющенного шара.
В торжественных случаях использовали парадный трон, с суживающимися книзу ножками, с сильно выступающими вперед верхними рейками спинки, украшенной устрашающими головами драконов. Дошедшие до нас изображения индийской мебели для сидения отличаются тем, что сидящие на них люди представлены в одной и той же позе – наполовину на корточках, а их поджатая левая нога, чаще всего, располагалась на подушке сиденья. Встречаются изображения и более удобной мебели для сидения – в виде лавок, подобных современной софе.
Письменные документы свидетельствуют о том, что ремесленники-индусы уже в те далекие времена научились гнуть древесину. Этот способ вновь был открыт в Европе лишь в начале XIX века (т.н. «венская» мебель).
Вкус к повышенной декоративности и сложной орнаментике нашел воплощение в технике цветного лакирования, используемой индийскими мастерами, а также в резьбе по дереву. Такое интенсивное развитие лаковых техник обусловлено богатством Индии различными смолами. Одним из методов было лакирование выточенных элементов мебели цветными, быстросохнущими лаками. Другой метод – многослойное нанесение лака с процарапыванием рисунка на его поверхности наподобие сграффито (от итальянского sgraffito – выцарапанный – способ декоративной отделки стен, при котором рисунок процарапывается в верхнем слое штукатурки и при этом обнажается нижний, отличный по цвету, слой).
Малогабаритные изделия мебели и ящики изготавливались из папье-маше и лакировались довольно сложным способом. Применялась интарсия (инкрустация, врезка в деревянную поверхность) черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика).
Позднее, когда в Индии сказалось влияние Европы, появились новые запросы, оживившие тысячелетнее мебельное мастерство индусов. В Европе XIX века нашлось много любителей индийской мебели, которая, в основном, приобреталась из-за ее пышного экзотического декора. Прежде всего, искали мебель, украшенную бомбейской мозаикой. Это оживило индийское мебельное искусство. Образовался новый, смешанный стиль. Появившаяся индийская мебель, хотя и стала приобретать европейские формы, но благодаря обильной индийско-арабской орнаментике, сохранила характерные индийские черты. Кроме того, с влиянием древнеиндийских резчиков мы встречаемся в мебельном искусстве мастеров Португалии и Голландии.
Пышная ажурная резьба в более позднем индийском мебельном искусстве – свидетельство особой страсти индусов к декору, украшениям. Затраты времени не имели значения, с неповторимым терпением восточного человека педантичным кропотливым трудом создают они изделия мебели.
Индийский стиль, несмотря на чуждые нам черты, интересен и весьма декоративен. Наряду с тщательной проработкой деталей, на нас прежде всего производит впечатление поразительное пристрастие азиатских народов к помпезности и сложной орнаментике, что не всегда органически связано с назначением того или иного изделия.